Исполняющий обязанности руководителя Украинского Дунайского пароходства (ЧАО "УДП) Алексей Хомяков все время заявляет, что операция "деофшоризация" с концентрацией флота пароходства на балансе венгерской компании BSC Business Shipping Company Kft. необходима для получения кредита 200 млн. евро от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР).
Подробнее про схему этой "оптимизации" можно почитать здесь.
Требования этой уважаемой организации к заемщикам не являются секретом и любой желающий может с ними здесь.
Даже поверхностное их прочтение позволяет утверждать, что у этого проекта нет шансов быть одобренным ЕБРР.
Причина 1
ЕБРР финансирует не более 35% общей стоимости проекта и требует от акционеров или спонсоров взносов в уставный капитал в объеме не менее суммы кредита.
Другими словами, ЕБРР может рассмотреть заявку BSC-ЧАО "УДП" на 200 миллионный кредит только если:
1. ЧАО "УДП" сформирует уставной фонд BSC в размере 200 млн. евро;
2. Общая сумма инвестиционной программы будет не менее 570 евро;
3. BSC и ЧАО "УДП" должны дофинансировать проект на 370 млн. евро, или найти другого инвестора, готового это сделать.
Оценка соответствия (в баллах): 0/10
Причина 2
ЕБРР, в качестве обеспечения возрата кредита, требует залог проектного имущества: основных фондов (земельные частки, здания, движимое имущество) заемщика, акции компании-спонсора, права требования на доходы компании.
То есть, ЧАО "УДП" должно заложить имущество, минимум, на 200 млн. евро.
Факт: Профессиональная оценка балансового и небалансового имущества ЧАО "УДП" не проводилась.
Балансовая стоимость активов ЧАО "УДП" (на 01.01.2020 года) составляла 426 млн. гривен, или 13 млн. евро.
Выручка ЧАО "УДП" в 2020 году составила 20 млн. евро.
В таком случае, даже передача в залог всех государственных речных сооружений и причалов на Днепре, вкупе со зданием Мининфрастуктуры, не позволит выполнить эту амбициозную задачу
Оценка соответствия: 0/10
Причина 3
ЕБРР потребует бизнес-план инвестиционного проекта с подробным описанием его производственного, маркетингового и финансового аспектов.
Заемщику необходимо предоставить графики денежных потоков, которые обеспечат успешную работу проекта и гарантируют возврат кредита и процентов по нему.
В настоящее время бизнес-модель ЧАО "УДП" выглядит так: судоходная компания, перевозящая сырьевые грузы (1,32 млн. тонн) по Дунаю с валовым доходом около 20 млн. евро. Основу грузопотока составляют: железорудное сырье, зерно и другие низкотарифные грузы. Рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, а рыночная доля ЧАО "УДП" неуклонно снижается.
Инвестиции планируется направить на создание нового мощного игрока, потеснив старожилов-конкурентов "Нибулон" и "Укрречфлот", которые сейчас, на двоих, контролируют около 70% рынка. И это без учета появления там новых игроков, для которых принятие закона о внутреннем водном транспорте значительно снизило порог входа.
Решить эту амбициозную задачу предполагается за счет нового флота на альтернативных энергетических установках (водород, сжиженный газ) и строительства собственной инфраструктуры (судоремонтный завод, речные порты, грузовые терминалы).
С учетом того, что максимальный срок кредитования (срок окупаемости проекта) - 15 лет, этот проект, с учетом возможного льготного периода 5 лет, должен ежегодно генерировать не менее 50 млн. евро. И это при уровне рентабельности 30%.
Но на Днепре нет, и не предвидится, такого высокомаржинального грузопотока. Перевозка зерна, металла и стройматериалов на реке, с периодически закрывающейся зимней навигацией, гарантируют невозврат кредита в размере 200 млн. евро в течение 15 лет. А значит и его получение.
Оценка соответствия: 0/10
Причина 4
ЕБРР проверяет аудированные финансовые отчеты клиента по МСФО.
Факт: Компания BSC основана летом 2020 года. Деятельности не ведет. Финансовых отчетов, утвержденных аудиторами быть не может раньше середины 2022 года. Финансовая отчетность ЧАО "УДП" по МСФО не подтверждается.
Оценка соответствия: 0/10
Причина 5
ЕБРР изучает состав акционеров и состояние корпоративного управления.
Факт: Акционеры BSC - офшорная компания Панамы без самостоятельного опыта управления флотом. ЧАО "УДП", как конечный бенефициар - хронически убыточная компания, которая в течение последних 15 лет демонстрирует снижение валютной выручки и доли рынка грузоперевозок на Дунае. Доказанного опыта управления у BSC - нет.
Оценка соответствия: 0/10
Причина 6
ЕБРР проверяет организационно-правовую форму, активы и обязательства клиента.
Факт: Основные активы проектная компания BSC приобрела в результате неправомерного отчуждения, по заниженной оценке, с превышением полномочий уполномоченных на то лицами.
Подробнее о том, как министр Криклий принимал решение о передаче флота в Венгрию читайте здесь.
Оценка соответствия: 0/10
Причина 7
ЕБРР проверяет деловую репутацию клиента, выявляя подозрительные или неэтичные моменты в поведении руководства или акционеров.
Факт: В Наблюдательный совет BSC входит Константин Молодковец. Выписка из корпоративного реестра - здесь.
Ярким примером, характеризующим его кредитную историю является кейс IPO судоходной компании KDM Shipping Public Ltd. Примечательно, что рассказ об этом информагентство РБК-Украина озаглавило так: "KDM Shipping — история "инвестиционного обмана". Не добавит инвестбанкирам доверия к проекту истории типа “Афера с кредитом: суд закрыл дело о "пропаже"судов KDM Shipping”.
Не все ладно и с действующим менеджментом ЧАО "УДП", учитывая, что одним из его видных представителей является Андрей Кравцов. Ранее несколько компаний публично заявляли о нечистоплотных методах ведения им бизнеса. На слуху письмо на министра Криклия представителя эстонской Zinger Shipping OU
Виктора Карагаяра и решение МАК о нанесении панамской компанией Infoland Incorporated убытков ЧАО "УДП" в сумме $75 000.
В 2016 году эта комания (президент - Константин Молодковец, директор - Андрей Кравцов, казначей - Денис Молодковец) не выполнила свои обязательства по договору чартера теплохода "Виана ду Каштелу». Выписка из корпоративного реестра Панамы - здесь.
В рамках обеспечения получения этого долга пароходство пыталось арестовать имущество INFOLAND INCORPORATED в Украине - 100% акций ООО "Первая Херсонская судостроительная ферфь». Однако, оказалось, что эти акции "перешли" кипрской KDM SHIPPING PUBLIC LIMITED INC., директорами которой были все те же Константин и Денис Молодковец. Выписка из корпоративного реестра - здесь.
Пароходство безуспешно пыталось во всех судебных инстанциях признать договор купли-продажи между INFOLAND INCORPORATED и KDM SHIPPING PUBLIC LIMITED INC. фиктивным.
Постановление Верховного Суда Украины - здесь
Выписка из корпоративного реестра Панамы - здесь
Оценка соответствия: 0/10
Причина последняя, неочевидная
ЕБРР: финансирует инфраструктурные проекты на срок до 15 лет только под государственные гарантии
Факт:
Вероятность предоставления государственных гарантий правительства Венгрии в проекте для развития инфраструктуры на Днепре, с учетом взаимоотношения между странами, вы можете оценить сами.
С гарантиями от правительства Украины не все так однозначно. С одной стороны, реализация этого проекта предполагает радикальное сокращение персонала и полную ликвидацию налоговых поступлений от ЧАО "УДП". Вытеснение с рынка национальных частных судоходных компаний также приведет к снижению собираемых налогов в бюджеты всех уровней.
С другой стороны, государственная политика в транспортной отрасли, олицетворением который является г-н Криклий, прямо указывает на то, что среди ее целей нет национальных интересов Украины.
Только дешевые PR акции для маскировки повсеместной коррупции, начиная с поборов моряков и заканчивая грабежом государственного флота и речной инфрастуктуры.
В этом случае нельзя исключить вероятность того, что такие гарантии правительства Украины под этот проект Криклия-Хомякова могут быть получены.
Но способен ли нынешний Кабмин на такую самодискредитацию - покажет только время.
Оценка соответствия: 3/10
ИТОГО: 3/80
Таким образом, бесплатная передача госимущества (флот, корпоративные права, береговую инфрастурктуру на Днепре) под видом взноса в уставной фонд венгерской компании никак не связана с получениям кредитов от ЕБРР.
Даже поверхностный анализ этого прожекта, на основе критериев самого ЕБРР, говорит о том, что получить кредит невозможно не только в EBRD или IFC, но и в любом другом приличном международном финансовом интституте.
Как эту компанию не называй: BSC или UDP Europe LLC, все равно будут "Рога и Копыта".
Все заявления про недостаточную прозрачность управления флотом, деофшоризацию пароходства, фантастическую прибыль за 2020 год и многомиллионые кредиты от институциональных инвесторов - это оголтелая демагогия и блеф.
Единственная цель этого потока лжи - громкими лозунгами прикрыть разграбление государственного имущества.
Comments