«Операция деофшоризация».
Именно так называет схему вывода всего транспортного флота Украины под контроль частной венгерской компанию министр инфраструктуры Владислав Криклий.
Ранее обсуждалось, что согласование передачи флота, в качестве взноса в уставной капитал Business Shipping Company Kft, было незаконным и по форме, и по содержанию https://www.vadym.in.ua/post/passenger_ships_udp
Но, в эпичном, по своему правовому нигилизму, ответе министра Криклия на просьбу и.о. руководителя УДП Хомякова согласовать передачу практически всего флота пароходства под контроль частной венгерской компании содержится еще один очень важный аспект – судьба, так называемого, не балансового флота пароходства.
Тут необходимо сделать историческое отступление. Должен сразу сказать, что участником этих событий я не был. Поэтому за детали не ручаюсь...
Перед самым развалом СССР, говорят, на уровне Политбюро КПСС, было решено флот, который отработал нормативный срок, но был еще пригоден для работы, не списывать, а перерегистрировать в странах с упрощенной отчетностью.
Есть несколько версий, какая была истинная причина такого решения, но, очевидно, что все крупные пароходства СССР обзавелись возможностью оперировать флотом, зарегистрированном в офшорных зонах.
Для Советского Дунайского пароходства в мае-июне 1991 года была создана трехуровневая холдинговая схема в двух странах. На Панаме была основана Danubo Shipping S.A.(DS), которая стала владельцем Danubo Special Shipping S.А. (DSS), а та, свою очередь, выступила учредителем 10 компаний на Мальте First-,Second… Danubo Shipping Ltd., на которые и планировалось регистрировать флот.
Всем компаниям банковские счета были открыты в Bank of Austria в Вене, создав там единый расчетный центр, на базе представительства пароходства.
У меня нет информации сколько морских судов было передано на баланс этих компаний и какова их дальнейшая история.
Но точно известно, что наличие такой корпоративной структуры позволило, в 90-ые годы прошлого века, профинансировать постройку 60 барж в Австрии на верфи OSWAG, с привлечением кредита от австрийской же компании BAWAG Leasing под залог строящихся барж.
Кроме того, возможность гибкого использования преимуществ безналоговых юрисдикций, позволило украинскому государственному пароходству выжить во времена всевыжигающего валютного регулирования.
Обратной стороной этой медали стали широкие возможности для финансовых злоупотреблений недобросовестных менеджеров.
Стоит сказать, что все операции с этим флотом всегда были предметом самого пристального изучения всех контролирующих органов Украины.
Со временем, пароходство обзавелось собственными компаниями в Венгрии, Словакии, Сербии и Румынии. Но операционный контроль флотом всегда осуществлялся из Измаила. Даже, если некоторые компании «отпускались на вольные хлеба» - это всегда было решение руководителя пароходства.
Интересный факт, акции панамских компаний в 1991 году были выпущены «на предъявителя». То есть предполагалось, что владельцем всего не балансового флота и зарубежных счетов являлся тот, кто мог физически предъявить сертификаты панамскому регистратору. Поэтому место хранения акций было строжайшим секретом, а все что касалось работы панамо-мальтийской группы оказалось под завесой таины.
В 2015 году, под нажимом межгосударственных органов по борьбе с отмыванием доходов, в Панаме акции на предъявителя были упразднены, а регистраторы внесли в свои записи реальных владельцев компаний.
А юридический отдел пароходства, который отвечает за коммуникацию с регистраторами, обязан был уведомить их о том, что акционером компании DS A.S. является ЧАО «УДП», а акционером DSS S.A. - компания DS S.A.
Эра акций на предъявителя, вместе с тайнами вокруг них, окончательно завершилась.
Подводя черту, все акции компаний, входящих в холдинговую офшорную группу УДП всегда была собственностью пароходства. Как и флот, находящийся на их балансе, который был приобретен исключительно за счет средств УДП.
Учитывая, что 100% акций ЧАО «УДП» принадлежат государству Украина, то все это имущество на 100% государственное.
Даже если, в законе «Про управление объектами государственной собственности», оно не отнесено к объектам государственной собственности.
Это, кстати, недоработка законодателей, не имевших представления о наличие такого вида имущества.
И ставшая лазейкой, которой и воспользовался министр Криклий, отказавшись, на этом основании, признать имущество офшорных компаний государственным.
Вот так, одной росписью пера, не по годам, сметливого министра, 95 барж типа UDP, находящихся на балансе панамской DSS и 12 барж типа DTS - у румынской D.T.S. перестали считаться имуществом государства Украина!
Зато кто теперь посмеет сказать, что большая приватизация в Украине в ступоре!?
Чувство удивления от такого странного поступка министра усиливается, если проанализировать тот пакет документов, который положил ему на стол Алексей Хомяков.
Вот его обращение с просьбой согласовать передачу флота венгерской компании:
Обратите внимание, что в приложениях к своему обращению Алексей Хомяков приложил копии правоустанавливающих документов компаний участвующих в сделке: Danube Special Shipping A.S., D.T.S. Danube Transport Service, Transshipkft, выписку из корпоративных реестров Мальты -про First Danubo Shipping Company Ltd., а также Венгрии - о компании BSC Kft (без указания, правда, ФИО директора и членов наблюдательного совета).
Сведений о владельцах материнской панамской компании Danubo Shipping A.S. – нет!
Справедливости ради отметим, что в приложениях есть справка-схема о структуре собственности, где DS S.A. все же там фигурирует, но никаких доказательств этому не предоставлено.
К примеру, скан сертификата акций DSS S.A. и выписка из книги местного регистратора там есть.
Я не допускаю даже мысли, что у кого-то хватило смелости «переписать» на себя акции DS S.A., присвоив, таким образом, 107 барж. Но Владислав Криклий обязан был в этом убедиться! Но проявил вопиющую халатность.
Поэтому предложенная Хомяковым для согласования Криклию, на основании поданных документов, выглядит следующим неприглядным образом:
Зеленые стрелки – указывают на отношения контроля акционерного капитала.
То есть, по документам, поданым на рассмотрение Министру, весь флот пароходства концентрируется на компании, конечный бенефициар которой, неизвестен!
Копию акций DS A.S. и выписку из книги панамского регистратора, я надеюсь, министру все-таки донесут и там, в качестве владельца, будет указано ЧАО «УДП». И чудовищные подозрения исчезнут, как страшный сон.
Но, если посмотреть на схему «Операция деофшоризация», не обращая внимания на этот казус, то становится понятным, что перевод не балансового флота с компаний DSS и D.T.S. на BSC больше похож на банальную оптимизацию.
А вот вывод балансового флота ЧАО «УДП» за пределы Украины, вкупе с 4-мя баржами Transship Kft., на ту же BSC, владелец которой панамская компания, и есть, чистой воды, офшоризация.
Почему для создания единого европейского оператора выбрана только что организованная компания с акционером из офшорной юрисдикции, а не полностью подконтрольная ЧАО «УДП» Transship Kft, имеющая к тому же, 20-ти летнюю историю?
Ведь только тогда перерегистрацию 107 барж на эту компанию действительно можно назвать деофшоризацией, а перевод туда всего балансового флота УДП - выводом активов в низконалоговую юрисдикцию.
Главный результат этого «блицкрига» очевиден - вывод порядка 450 единиц флота с баланса государственной компании под контроль частной венгерской ООО с корнями в панамском офшоре с радикальной минимизацией налогооблажения в Украине.
Иными словами, проведем офшоризацию флота УДП под лозунгом его деофшоризации!
Как тебе такое, Илон Маск?
Comments